Страничка педагога

Авторы новых учебников по истории 
ответили на вопросы учителей

Российская школа переходит на новую модель преподавания истории. Издательства закончили подготовку линеек учебников, написанных по новому историко-культурному стандарту.

Первых уроков, которые учителя будут давать, опираясь на эти учебные пособия, побаиваются все. Педагоги пока не вполне понимают, какие новшества приготовили для них в Министерстве образования и науки, а родители опасаются, что детям будут преподаваться "какую-то не такую" историю. Переживают и авторы учебников: они свою работу сделали, теперь только повседневная школьная жизнь покажет, насколько ученые справились со своей задачей. Чтобы развеять большую часть сомнений, издательство "Просвещение", подготовившее одну из трех рекомендованных Российским историческим обществом линеек школьных учебников, организовало встречу написавших их авторов со столичными учителями истории. В результате педагоги смогли задать самые важные вопросы и получить на них ответы.

Что нового в курсе истории, для которого написаны ваши учебники, и чем он отличается от нынешнего?

Анатолий Торкунов, ректор МГИМО, научный руководитель новой линейки учебников по российской истории: Отличий довольно много. Например, мы подготовили учебники с учетом историко-культурного разнообразия народов России. Раньше речь шла в основном об истории славянских племен. Но ведь в пределах современных границ России живут потомки и других древних народов. Город Дербент недавно отметил юбилей - две тысячи лет. Есть древний Аркаим, есть Денисова пещера на Алтае. У многих народов до определенного момента была своя история, возникли свои символы и традиции. Мы про все это рассказываем, объясняем. В результате вся история российской культуры предстает как непрерывный процесс обретения национальной идентичности. История России в наших учебниках показана в контексте всемирной истории. Поэтому каждый раздел начинается с анализа того, что в это время происходило в мире. Кроме того, мы сосредоточились на истории с точки зрения простого человека, а не на политике или экономике. И при этом дали много портретов исторических персонажей. С одной стороны, исключили из содержания возможные внутренние противоречия, трактовки и особенности регионального восприятия, с другой - добавили возможность разных взглядов и оценок на одни и те же события. В результате, как мне кажется, удалось сделать курс, формирующий у учащихся позитивное отношение к истории нашей страны. Даже самые больные темы удалось дать с позитивной интонацией. В такой трактовке школьники смогут увидеть нашу историю комплексно, во всей ее противоречивости.

Когда школа перейдет на новые учебники? Как обеспечить логичный переход с нынешнего курса истории на новый?

Александр Данилов, руководитель Центра гуманитарного образования издательства "Просвещение": Наш курс рассчитан так, что на него можно перейти практически в любой момент. Мы предусмотрели схемы для учителей для стыковки старой и новой программ для каждого класса. Сделать это можно будет без потери времени и "повторного" изучения уже пройденных тем.

Реальный переход на новые учебники начнется только со следующего, 2016-2017 учебного года - раньше школы просто не успеют получить книги. Сам курс построен по схеме 6-10+1. То есть с шестого до десятого класса идет "линейное" изучение отечественной истории, а выпускники получат синтетический курс для обобщения всего пройденного. В результате мы смогли более равномерно распределить учебные часы в соответствии с объемом материала, посвященному тому или иному периоду истории.

В структуре курса примерно треть материала - для того, чтобы учитель смог сформировать индивидуальную программу для сильных учеников. Это могут быть проекты, рефераты, дискуссии. При необходимости эти часы могут быть использованы для того, чтобы синхронизировать программу нового и старого учебника.

Ваши учебники рассчитаны на подготовку к обязательному Единому госэкзамену по истории, который собираются вводить?

Александр Данилов: Если через три года добавится обязательный ЕГЭ по истории, - о такой возможности говорят в министерстве образования и науки, - нам надо будет как-то решить проблему с ГИА выпускников девятых классов и техникумами. В десятом классе у нас запланировано изучение истории с 1914 года до наших дней. Получается, что эта часть курса может выпасть у тех, кто пойдет учиться в средние специальные учебные заведения. К тому же в этих учреждениях бывают странности при составлении программ. Например, почему-то получилось так, что в юридическом техникуме на историю выделено втрое меньше часов, чем в кулинарном. Но с этим всем мы будем разбираться ближе к Новому году, когда будет готова программа для 11 класса. Пока что у нас есть три разработки, посмотрим, какая из них получит дальнейшее развитие.

Все ли учителя смогут "потянуть" новый учебник? Хватит ли на это квалификации?

Александр Данилов: Курс обеспечен мощным методическим сопровождением. Мы же подготовили не только учебники. Всего в нашу линейку вошли около 40 книг. Это пособия для учителей с поурочными разработками, хрестоматии, сборник исторических рассказов, тетради-тренажеры. Есть традиционные атласы с картами. Предусмотрен даже сборник нормативных документов для учителей истории и директоров школ о структуре и содержании школьного исторического образования. В новом учебнике большое внимание уделяется формированию межпредметных навыков: работе с источниками информации, ее анализу, представлению выводов.

В результате учебник получился таким своеобразным навигатором, который позволит ориентироваться в окружающем мире и в истории. Предусмотрено много проектной деятельности. Если раньше учебник был "вещью в себе", то теперь он нацелен на то, чтобы помочь ребятам узнать побольше. Часть тем выделена для дополнительного углубленного изучения. С этим всем должно быть очень интересно работать. Но если учителям нужны буду курсы повышения квалификации - будут курсы. Учителей оставлять без нужного дидактического материала нельзя.

Новый учебник дает знания базового или профильного уровня?

Александр Данилов: Базового. Уже сейчас в наших пособиях заложены возможности для индивидуального углубления уровня изучения. Для этого, например, появилась новая рубрика "Историки спорят", где даются разные трактовки важных исторических событий. Учитель может использовать эти возможности так, как будет нужно классу и удобно ему самому. Появилась большая вариативность. Но то, что написано в параграфах - это необходимые и обязательные знания. Все остальное - возможности расширения и развития программы.

Как в новых учебниках представлены сложные моменты истории России? Например, гражданская война, взятие Казани или депортации народов Кавказа в XX веке?

Николай Арсентьев, сопредседатель Научного совета РАН по российской и мировой экономической истории: Мы везде старались давать созидательный материал. На "чернухе" ничего создать не возможно. Как наследникам и царской России, и СССР нам надо сохранить всю свою историю, обеспечить согласие в обществе. Поэтому очень важно обеспечить баланс при раскрытии тем. Что-то наиболее спорное дать для самостоятельного изучения, отдать в рефераты, представить разные точки зрения. У кого душа болит, пусть напишут свои работы, а учитель сможет собрать все это в единую канву.

Александр Данилов: Фактически наша история долгое время была представлена контактами кочевой и оседлой цивилизаций. Сначала кочевники были сильнее, возникла зависимость русских земель от Орды. Потом маятник качнулся в другую сторону. И взятие Казани оказалось реваншем оседлой цивилизации. Такое подход снимает многие острые вопросы. Самое главное для нас было найти такой способ вписывания конкретных событий в общую историю, чтобы не было нарушений гармонии всего курса.

Александр Торкунов: Оценки отдельных событий все равно будут разниться. Но если вписать события в контекст исторического периода, многие точки соприкосновения у людей с разными точками зрения все равно находятся. И это обогащает знания. Главное сохранять общий настрой на объективизм и позитив.

Готов ли электронный учебник по истории?

Александр Данилов: Да, и, по-моему, получилась очень интересная разработка. Естественно, там есть полный текст бумажной версии в виде страниц в формате pdf. Чем для нас электронная версия особенно хороша - ее можно всегда оперативно исправить. Бумажную книгу, если что, придется переиздавать, а тут достаточно выпустить обновление. Вообще электронный учебник открывает огромные возможности, но им надо уметь пользоваться. Я сам был на открытых уроках, когда учителя целый урок старательно объясняли школьникам, как и откуда надо скопировать кусок текста и куда его вставить. Вряд ли это можно назвать полноценной работой с электронным учебником.
Источник: RG.RU
______________________________________________________________


Чиновникам педагоги влепят «золотой кол»
Возмущенные учителя ставят отметки своим начальникам

В рамках целого цикла акций протестов против разрушения системы образования, которые в эти дни проводят в столице члены профсоюзов школьных учителей и вузовских преподавателей, будет вручена антипремия «Золотой кол». Эту сомнительную награду получат директора, ректоры и чиновники Минобра, которые отметились самыми провальными, с точки зрения работников образования, инициативами.

В эти дни в Москве проходит целый ряд митингов протеста работников мелка и указки — в первую очередь против сокращения расходов на образование в федеральном и региональных бюджетах на 2016 год. 3 октября протест увенчает торжественное вручение антиприза «Золотой кол» за три самых вредных предложения в сфере образования. Приз, безусловно, виртуальный — вживую его не существует, и вручатели не надеются, что кто-то пожелает его получить лично! А какого рода «достижения» оцениваются комиссией премии, «МК» рассказал сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» Павел Кудюкин:

— Номинантов на призы немало, и лучшие (вернее, худшие!) финалисты еще не отобраны членами преподавательских профсоюзов «Учитель» и «Университетская солидарность». Мы не выносим на соискание приза уже многократно избитые темы типа пресловутого из рук вон плохо организованного слияния московских школ... Чтобы стало понятно, о чем речь, — несколько примеров. Вот, скажем, такое явление в высшем образовании, как введение годичных трудовых договоров с преподавателями, — а есть вузы, где встречаются даже десятимесячные трудовые договоры! В конце июня с людьми завершают трудовой договор, июль-август они формально сидят без работы, а с 1 сентября у них опять начинается «смена». Это крохоборская экономия на отпускных и возможность легко и фактически без нарушений закона расставаться с неугодными кадрами... Годичные договоры сейчас, к примеру, широко внедряются в РГГУ, и тамошние преподаватели предлагают «наградить» за это «Золотым колом» своего ректора Ефима Пивовара. Собственно, это чисто ректорская номинация — в Минобрнауки на запрос депутата Олега Смолина открестились от проблемы, заявив, что они не рекомендовали никаким вузам подобный подход к набору кадров и что, по их мнению, в общем образовании договоры должны быть бессрочными.

Еще одна номинация на антиприз — попытка руководства МФТИ ввести в типовой трудовой договор преподавателей запрет на общение со СМИ и публичные выступления. Запреты совершенно незаконные и противоречащие 29-й статье Конституции! История в вузе — один в один с небезызвестным скандалом в Театре на Таганке, где актерам навязывают запрет на участие в митингах без разрешения главрежа, на интервью, на издание книг (!). Тут опять-таки номинант на приз — ректор физтеха Николай Кудрявцев.

Другая инициатива, достойная «Кола», — введение так называемой системы «эффективного контракта». Это своего рода «сдельщина» для преподавателей — все виды деятельности педагога в будущем должны быть пошагово расписаны, каждый вид деятельности оценен, что в итоге и сформирует цифру зарплаты. Эта система, с нашей точки зрения, крайне плохо продумана, а сам подход достаточно нелеп, ведь результат педагогической деятельности — коллективный и трудноизмерим подобными методами... Система делает первые шаги, пока есть только кое-какие предварительные и невнятные методические рекомендации Минтруда. Тут «Золотой кол» может быть условно вручен Правительству РФ — ведь «эффективный контракт» предложен ими в рамках «дорожной карты» развития отраслей бюджетной сферы до 2018 года...

Будущие же «кандидаты на «Кол» не согласны с их выдвижением на премию. К примеру, проректор по учебной работе МФТИ Дмитрий Зубцов сообщил, что претензии к вузу предъявляются из-за рабочего варианта текста договора, в котором действительно сперва предусматривался запрет на разглашение информации третьим лицам, в том числе представителям СМИ:

— Однако из-за негативной реакции преподавателей это требование было решено просто убрать из договора в пользу свободы самовыражения в сфере науки и образования!
Источник: МК
______________________________________
Советы педагогам


1. Не занимайтесь воспитанием в плохом настроении.

2. Явно определите, чего вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.



3. Предоставьте подростку самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг, не подменяйте воспитание опекой.

4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.

5. Не пропускайте момента, когда достигнут первый успех.

6. Своевременно делайте замечание, оценивайте поступок сразу.

7. Главное — оценивать поступок, а не личность.

8. Прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте почувствовать, что сочувствуете его ошибкам; верьте в него, несмотря на оплошности; дайте понять (но не обязательно говорить), что по окончании неприятного разговора инцидент будет исчерпан. Сущность человека и его поступки — не одно и тоже.

9. Будьте строгим, но добрым.

10. Не превращайте класс в театр одного актера.

11. Стремитесь к раскрепощению мысли и слова у своих учащихся.

12. Исключайте из практики работы педагогический диктат.

13. Дайте каждому учащемуся право на личное отношение к различным явлениям в искусстве, науке, культуре и в целом к окружаю­щей действительности.

14. Уважайте каждое мнение ученика, даже если оно вам кажется ошибочным.

15. Умейте слушать и слышать ученика.

16. Поощряйте учащихся, отстаивающих свою точку зрения.

17. Не бойтесь признать свои ошибки. Не ругайте детей утром — солнце покажется им серым.

18. Не ругайте днем — небо покажется хмурым, не ругайте на ночь—луна покажется черной. Вообще не ругайте!

19. Критикуйте детей не с удовольствием, а с болью.

20. Страдание калечит психику ребенка. Особое внимание — страданиям ребенка.

21. Ставьте себя почаще на место счастливых и особенно несчаст­ных ребят.

22. Любите всех детей, а больше всех — самых для вас неприятных.

23. Учитель, запрет — чаще всего признак слабости, а не силы.

24. Старайтесь чаще говорить «можно». Ребенок в борьбе против несправедливости чаще получает «ожоги» сердца, чем взрослый, он слабее, и эти «ожоги остаются иногда на всю жизнь».

25. Добрый учитель - это не только тот, кто умеет делать добрые дела, а, прежде всего,тот, кто не способен делать детям зло.

26. Жалок учитель, лишенный чувства юмора. Юмор — наш главный помощник в воспитании.

27. Знайте: детей привлекают у учителя высокая квалификация, служение, доходящее до искусства, золотые руки, доброта, немногословие, постоянная готовность к работе, оптимизм.

Комментариев нет:

Отправить комментарий