Технология написания эссе
Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.
Алгоритм написания эссе
- внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;
- выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) интересна вам; б) вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);
- определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);
- набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер);
- для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;
- еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву – знание современного законодательства и т.д.);
- распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план);
- придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.);
- изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили;
- сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.
Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям:
§ структура (проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе);
§ искренность тона (избегайте слишком эмоциональных прилагательных и наречий);
§ единство стиля (важно определиться, чтобы в работе вы не перескакивали с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот);
§ объем мини сочинения (напоминаем, работа должна быть краткой, сокращайте все лишнее);
§
Отметим, что составленный алгоритм не претендует на абсолютную законченность, его можно уточнять, конкретизировать, дополнять в ходе работы по подготовке к написанию эссе.
НА ЧТО СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ НАПИСАНИИ ЭССЕ
1. Стоит заметить, что в историческом образовании, с которым мы имеем дело, не существует абсолютно "правильных" или "неправильных" ответов на вопросы, как это бывает в физике или математике - существуют только более или менее аргументированные точки зрения.
2. Окончательная отметка (балл) за эссе, как правило, проставляется за идеи, собственные суждения учащихся и их аргументацию.
3. При выдвижении собственной позиции в центре внимания оказывается:
а) способность (возможность) учащегося критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других;
б) способность понимания, оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и вопросов;
в) умение дифференцировать, что является более, а что менее важным;
г) умение понимать аналитические подходы и модели;
д) готовность дифференцировать противоположные подходы и модели и их применение к эмпирическому материалу, дискуссии о принципиальных вопросах.
4. Выигрывают те работы, которые написаны коротко, четко и ясно.
При оценивании мини сочинения
НЕ учитываются:
- объем
- грамматические ошибки
- структура
- стиль (не эссе!)
- правильная постановка проблемы
- знания об авторе
- моральная/идеологическая позиция
Некоторые образцы эссе можно найти на сайтах:
Комментариев нет:
Отправить комментарий